В конце сентября 2011 года на сайте журнала об учёбе и образовании «Тьютор» появилась статья кандидата философских наук из государственной академии мировой экономики, управления и права Владимира Сокола. Автор рассматривает место Проекта «Психология Третьего Тысячелетия» под руководством Олега Гадецкого в современной академической науке. Учёный подчёркивает уникальность Проекта, находит объективные основы его появления и развития. Владимир Сокол приходит к выводу о редчайшем синтезе теоретической базы и практической методологии, которые демонстрируются Проектом и имеют огромный потенциал для развития и распространения.
Стоит отметить, что при этом специалисты Проекта осознают, что современная академическая психология не готова пока принять целиком базовые основы Проекта, поскольку они выходят за пределы современной науки и последняя лишь сейчас подступает к осмыслению этого знания. Данный факт делает особо ценной (и уважаемой за смелый шаг) позицию, высказанную Владимиром Соколом, сумевшим без предубеждений увидеть и оценить потенциал и глубину подхода специалистов Проекта. Не менее значимым является факт публикации этого материала образовательным изданием — журналом «Тьютор».
Для ознакомления читателей приводим полный текст статьи учёного:
Место Проекта «Психология третьего тысячелетия» в современной науке
Проект «Психология 3000», возглавляемый Олегом Гадецким, уникален в мультивариантном мире современной научной и прикладной психологии смелостью методологии, преодолевающей границы самой психологии. В общем смысле, прогресс – это способность выходить за пределы собственной ограниченности. Применительно к динамике научно-технического прогресса качественный парадигмальный скачок той или иной научной отрасли связан именно с ее внутренним потенциалом выходить за пределы собственных базовых аксиоматических постулатов. Уже на рубеже 19-20 веков европейская гуманитарная наука пришла к обнаружению эвристического «банкротства» научно-исследовательской тенденции сводить природу сознания человека исключительно к психическим актам (критика «психологизма» Фреге, Гуссерлем, Хайдеггером и др.). Борьба с методологическим «психологизмом» в западной философской антропологии ведется уже более века, между тем, под влиянием так называемого «лингвистического поворота» европейской философии начала 20 века, тенденция ограничивать бытие сознания языковыми (мыслительными) конструкциями остается весьма сильной.
В этом смысле, замысел преодоления «психологизма» внутри самой психологии, доведенный до конкретной методологической реализации в проекте «Психология 3000», создает весьма ценный прецедент в истории современной психологии и философии человека в целом. В контексте постнеклассической рациональности, «Психология 30000» символизирует своего рода «точку бифуркации», дающей начало новому эволюционному направлению «открытой системы» мирового научного знания о природе человека, в духе «синергетики» объединяя антропологические парадигмы всех исторических социально-культурных систем, когда-либо существовавших на планете.
Судите сами. Подробно описывая многоуровневую структуру психической деятельности человека (категории ума, разума, эго и т.д.), «Психология 3000» недвусмысленно постулирует ее смыслогенетическую «импотенцию»: мышление всегда всего лишь оперирует смыслами, но отнюдь не создает их. Другими словами, сущность психических конструкций – всего лишь дать форму тому содержанию, которое ей не принадлежит, заимствуя его из сферы чистого сознания, в котором рождается всякий смысл. Сущностное различение сознания и мышления как разных «регионов бытия» — весьма прогрессивная идея, к которой западная философская мысль приблизилась только к 21 веку. В этом революционная суть и несомненное достояние философско-антропологического контекста проекта «Психология 3000»: предлагаемый научно-психологический метод пытается решить собственные теоретико-прикладные задачи, начиная со смиренного признания принципиального дефицита традиционной психологической методологии, ограниченной рамками мыслительных интерпретаций. На практике сбывается мечта известного борца с «психологизмом» Эдмунда Гуссерля, пытавшегося посредством феноменологической редукции открыть науке путь к чистому сознанию, истинной обители рождения смыслов, заключая мышление «в скобки». Процедура саморефлексии, заложенная в методе «Психологии 3000», успешно покидает границы традиционной психологии, обновляет смысловое содержание сознания человека в его «законном» бытийном регионе (сознание, освобожденное от психического покрытия), и затем возвращает его к мыслеформам более высокого смыслового статуса. Очевидно, что в этом случае психологические проблемы преодоленного уровня сознания разрешаются естественным образом без всяких автономных психических усилий. Так авторы проекта успешно разрешают парадокс теоретического познания, на который любил обращать внимание А.Эйнштейн: «Невозможно решить проблему на том уровне сознания, на котором она была создана». Таким образом, проект «Психология 3000» сверхпсихологичен, ибо дает решение научно-теоретических и практических психологических задач апелляцией к внепсихическому чистому сознанию, отталкиваясь от реально выверенного метода радикального размежевания психического и духовного (осознанного) бытия человека. Можно с уверенностью утверждать, что здесь мы имеем дело с принципиально «новым словом» в западной психологии.
Как известно, истина инвариантна и находит свои подтверждения во всех социо-культурных моделях человеческого коммуникативного бытия. Тем более ценно, что практикум «Психологии 3000» с очевидностью согласуется с научно-философским наследием всех мировых культур, и, в частности, весьма результативно и целостно задействует исторический духовный опыт восточного мира. В многочисленных достойных примерах этого заимствования особенно хотелось бы выделить весьма важное для европейской гносеологии обращение авторов «Психологии 3000» к принципиально новому для западного менталитета способу познания через авторитетное свидетельство (шабда-прамана), имеющему уникальную способность влиять на сознание, минуя рационально-мыслительную сферу человеческого познания. Европейская феноменология сознания и ведийская когнитивная практика просветления посредством преданности авторитетному свидетельству – вот удачный социо-культурный синтез, позволяющий проекту «Психологи 3000» успешно демонстрировать редчайший в современной психологии, да и всей западной науки в целом, прецедент целостности актуальной теоретико-философской абстракции и эффективно работающей в практической работе с людьми методологии.
Владимир Сокол,
кандидат философских наук.