Какую роль должны сыграть нравственно-этические правила в поведении младших школьников?

Правила бывают двух порядков.

Одни говорят о том, что нельзя и как нельзя делать; другие же указывают, что и как нужно делать. Правило первого порядка, таким образом, должны предупредить ребенка от неэтичных и противонравственных поступков. Правило же другого порядка должны поощрять его делать то, что нужно, и так, как нужно.

Но почему знание этих правил не всегда способствует поведению ребенка в соответствии с ними?

Думаю, одна из причин такого явления в том, что мы обучаем этим правилам, а не воспитываем по ним. А для того чтобы ребенок перестроил свое поведение, ему нужны не столько прочные знания нравственно-этических правил, сколько потребность жить и общаться с людьми, живущими по этим правилам. Опыт убедил меня, что педагогический процесс может стать действительно воспитательным только в том случае, если он помогает ребенку познавать себя как члена общества, живущего по нравственно-этическим нормам.

Воспитательная работа закладывает фундамент в становлении личности каждого ребенка как общественного существа.

По закладке это фундамента мною используются следующие четыре «строительные» компонента:

  • познание другого человека (на примере конкретных людей),
  • осознание нравственно-этических норм с позиции прав другого человека,
  • упражнение в нравственно-этических поступках,
  • цементирование всего этого через эмоциональные переживания и чувство долга.

На занятиях в «школе человечности» я упражняю детей в нравственно-этических поступках, используя при этом возможности детского воображения, когда ребенок должен предоставить своё возможное поведение в данной ситуации; ролевые игры, когда ребенок или группа детей моделируют возможную действительность и разыгрывают её, взяв на себя разные роли; действительности, когда дети совершают те или иные поступки в реальной действительности (в семье, в школе, на улице и т.д.)

В школе человечности прививаются навыки поведения, здесь моя цель более сложная: на наших занятиях человечности я даю детям возможность, так сказать, «философски» осмыслить, как должны относиться друг к другу люди и почему, что такое добро и как оно проявляется, что такое зло и как противостоять ему, что такое Родина и как ее любить…

Но теперь скажу о том, на что я опирался во всей этой работе

На понятие духовности и на понятие сердца. Я часто веду с детьми беседы о душе и сердце человека. Мы родились, чтобы развивать и утончать, облагораживать и возвышать, очищать и обогащать их, — говорю я детям. Я учу каждого заглядывать в свой духовной мир и упорядочивать его. «Думайте много и совершайте в мыслях ваших дела героические, благородные, в душе своей научитесь дарить и жертвовать, сорадоваться и сочувствовать. Приучайте сердце ваше любить, сострадать, спешить на помощь». Так я призываю их углубляться в свой духовный мир, разговаривать со своей совестью. Я говорю им, что каждый их них несет в себе свою миссию, свой дар духа. «Вы родились, чтобы развивать свою душу и сердце и сотворить что-то очень хорошее, и каждый рождается друг для друга, для людей. А что сотворить — знает только ваша душа. Надо искать в себе свой великий смысл жизни». Я стараюсь научить детей прекрасномыслию, добромыслию, серднечномыслию, зародить в них чувство ответственности за свои мысли.

Чтобы «философские» рассуждения детей не превратились в пустословие, в набор громких фраз, я стараюсь побудить их к соответствующим действиям, помочь им свою этическую деятельность выводить из духовно-нравственной позиции.

Невозможно воспитать в детях чуткое отношение друг к другу, к старшим, к младшим, бережное отношение к общему достоянию только на том материале, который дается в учебниках чтения.

Благородные поступки должны быть продиктованы добрыми мыслями и чувствами.

Слово, конечно, может воспитывать, но какое слово, как и кем сказанное? И что следует за словом? На какой жизненный опыт, на какие чувства ребенка оно опирается? Какое закрепляет поведение, как закрепляет? Детям нужно не только хорошее объяснение нравственных норм, но и хорошо организованные упражнения в осуществлении этих норм.

Статья подготовлена по материал из книги Шалва Амонашвили «Основы гуманной педагогике. Педагогическая симфония. Часть 2. Как живете, Дети?»

Шалва Амонашвили — педагог-новатор, педагог Института ценностно-ориентированной психологии, кандидат педагогических наук, доктор психологических наук. Автор уникальных книг по гуманной педагогике «Школа Жизни», «Искусство семейного воспитания», «Здравствуйте, дети!», «Как вам живется, дети?»

Дети, Статьи

Похожие записи

Меню