Идеи гуманной педагогики. Часть 2

Продолжаем делиться идеями гуманной педагогики от Шалвы Амонашвили.

  • Внимательность должна быть развиваема с младенческих лет. Пусть она будет врождённой, но необходимо открыть ей двери. Без внимательности трудно изучать законы Мироздания. Нужно развивать детскую наблюдательность с первых дней, помня, что сознание детей живёт с первого часа.
  • В воспитании первое место принадлежит восприятию красоты. Человек должен принадлежать красоте. Кто не знает пути красоты, тот не дерзнёт обратиться к Высотам Божественным.
  • Следует с малых лет приучать усваивать красоту звука. Музыкальность нуждается в образовании. В каждом ребёнке заложена склонность к звуку. Но без воспитания она спит. Ребёнок должен слушать прекрасную музыку и пение. Особенно сейчас, когда мир содрогается от ненависти, необходимо открыть уши молодого поколения.
  • Грубость унижает человека. Грубость есть мрак невежества. Следует всеми силами искоренять грубость. Жесткость должна быть искоренена; не только жестокость действий, но и жестокость мыслей; последняя хуже самого действия. Дети не жестоки, пока не увидят первое жестокое действие; оно точно открывает поток тёмного хаоса. Лишь немногие из них готовы сами противостоять потоку тьмы.
  • В случае возникшего непонимания молча посидите вместе и думайте одну думу. Скоро поймете, насколько такой молчаливый совет полезен.
  • Научитесь быть терпеливыми без потворства и попустительства. Огнём сердца старайтесь вызвать к жизни лучшие чувства Ребенка.
  • Главное — заговорить о духовном. Путь духа, как ничто другое, развивает сознание и очищает жизнь. Смотрите на беседы о духовном, как на практическое упражнение сердца. Нужно очищать сознание, как путь к преуспеванию. Сделайте над собой усилие и придайте беседаи красоту, простоту и чистоту. Один час дельной беседы может навсегда озарить сущность Ребёнка.
  • Дети воспринимают яркие человеческие качества. Взрослые зачастую не реагируют на понятие героизма или иронизируют по этому поводу. Но дети любят народных героев. Они восхищаются подвигами и мечтают видеть самих себя на месте борцов за правду. Невозможно лишать детей этого живого источника вдохновения, на всю жизнь останется такое светлое горение. Прекрасный подвиг может озарить молодое сердце навсегда.
  • Говоря о качествах любви, отметим любовь задерживающую и любовь устремляющую. По существу, первая любовь — земная, вторая — небесная. Но какое множество созиданий разрушено первой, такое же множество окрыленно второй. Первая знает все ограничения пространства и сознания, но вторая не нуждается в мерах земных. Она не затруднена расстояниями и суждениями о смерти. Она зажигает сердце для радости высшей и тем нерушима.
  • Обстановка дома также налагает печать на всю жизнь. Даже самая бедная хижина не оскорбит духовного чувства детей. Но они очень чутко относятся к атмосфере, царящей в доме, ко всему домашнему укладу. Молитва лучше живёт в чистом доме.
  • Уже в детском возрасте проявляются черты характера и наклонности, которые нельзя объяснить никакими другими причинами, кроме как прежними накоплениями. Тем важнее вовремя разглядеть их, ибо они могут оказаться дарованиями, которые не смогут развиться позднее из-за ошибок в воспитании.
  • Можно видеть разногласия, происходящие между взрослыми и детьми. Обычно взрослые навязывают детям игры по своему разумению, вместо того чтобы наблюдать, куда устремляется внимание Ребёнка. Дети любят не сами игрушки, но зачатия мастерства, в них заключённые. Дети любят разбирать игрушки, чтобы применять их по-своему. Это «своё» не будет навеянным из окружающей жизни. Часто оно напоминает нечто, что Ребёнок не мог видеть вообще.

Пост подготовлен по книге Шалва Амонашвили «Основы гуманной педагогике. Школа Жизни».

Шалва Амонашвили — педагог-новатор, педагог Института ценностно-ориентированной психологии, кандидат педагогических наук, доктор психологических наук. Автор уникальных книг по гуманной педагогике «Школа Жизни», «Искусство семейного воспитания», «Здравствуйте, дети!», «Как вам живется, дети?»

Дети, Статьи

Похожие записи

Меню