Формирование бессознательного состояния

Мы являемся представителями определенной культуры, и в этом смысле мы зависимы от неё.

У нас может быть тенденция к росту и к развитию, но при этом есть бессознательная часть нашей психики, которая навязывает определенные модели. И это парадоксальный момент. Например, мужчина как личность и как духовное существо стремится ввысь, а его внутренняя бессознательная структура, психодинамика, травмированная в отношениях с родителями, компенсируется во взаимоотношениях с противоположным полом.

Возникает ещё больший внутренний конфликт. Появляется двойственность. С одной стороны, есть мои чувства, которые имеют определенную силу и проявляются, а с другой стороны, есть мои ценности, которые противоречат моим чувствам. Хочу быть хорошим отцом и мужем, но при этом меня увлекают какие-то вещи, которые меня уводят от реализации этой ценности.

Нужно понять, как происходит формирование бессознательного и нашей осознанной позиции, которая должна изменить ход событий в моей личной жизни, и как следствие ход событий в истории.

Величайшую победу, которую мы можем совершить, это победа над собой. У человека, совершившего эту победу, будут огромные перспективы, чтобы повлиять на других людей.

А кто, если не мы?! На мне лежит персональная ответственность за то, что происходит в моей семье, в моём городе, в моёй стране и в моём мире.

Как происходит формирование бессознательной части психики?

У Зигмунда Фрейда есть замечательная метафора, которую он использовал при объяснении структуры личности. Это метафора о погруженном айсберге. Внешняя часть айсберга (сознательная) равна одной девятой (1/9) внутреннего тела айсберга, погруженного под воду.

И когда мы вступаем во взаимодействие с какой-то личностью, то мы вступаем во взаимодействие вот с этой внешней стороной. Скрытая сторона остаётся непроявленной, но она позже проявляется в нашем общении с человеком.

С чего всё начинается?

1) Мать

В рамках нашей биографии всё начинается с нашего рождения, и, когда мы приходим в этот мир, сознание младенца максимально открыто к любому впечатлению.

Когда младенец приходит в этот мир, то первый кто его встречает — это мать. И в этих отношениях должна проявиться безусловная и изобильная любовь со стороны матери. «Меня безусловно любят, меня принимают таким, какой я есть». Потому что здесь не нужно бороться за счастье, меня и так любят. И это чувство принятия даёт мать.

Очень важным системным элементом является поддержка матери отцом. Женщина должна быть защищена и находиться в безопасности. Во время беременности у неё тоже вскрываются травмированные ситуации. Она может переживать то, что переживала её мать, когда она её носила. Может регрессировать своё младенческое состояние, также поднимаются её психодинамические процессы, и она впадает в детскую позицию. 

В этот момент ей очень важно дать поддержку  – и эту поддержку создаёт мужчина.

И, когда она получает эту поддержку, то ребёнок наполняется женским модусом (компонентом), а после трёх лет вступает значимая фигура отца..

А если ребёнок не почувствовал после рождения принятия? 

Если не произошёл контакт любви и принятия физического и эмоционального, то ребёнок, когда вырастет, будет зависеть от отношений с противоположным полом – это будет попытка компенсировать эту любовь, эти ощущения и чувства. Когда мы вступаем в отношения, в особенности, где много влюблённости и много экзальтированных состояний, то эта некая регрессия в детское состояние, когда меня любят с головы до пят и когда меня принимают.

Например, некоторые мужчины говорят: «я снова и снова ищу это состояние, поэтому бросаю разных женщин. Я понимаю, что с ней не могу быть счастливым. Сначала, я чувствую экстаз любви, а потом у меня пропадает к ней интерес. Тогда я снова вступаю в другие отношения». На самом деле, это детская позиция, потому что это по сути ещё детские переживания.

Если есть этот внутренний дефицит и зависимость, то это может быть повторным проживанием этих эмоций, потому что мужской модус становится сильным, когда появляется сила духа. И мужчина становится зрелым.

Мы говорим, как формируются бессознательные динамические структуры, которые часто мотивируют нас помимо нашей воли – это происходит принудительно. Мы не хотим находиться в этом дефиците, хотим, чтобы наша жизнь шла по-другому, но это противоречивый двойственный процесс, который снова и снова меня вовлекает.

2) Отец

Когда контакт состоялся с матерью, то движение начинается к отцу. В этих отношениях мы получаем: силу выполнять свой долг, выполнять свое предназначение, быть лояльным к другим людям, быть снисходительным, покровительствовать, силу доводить до конца принятое решение, выполнять те вещи, которые важны и ценны на уровне наших представлений, убеждений, когда чувства уводят нас в сторону. Это отцовский модус.

Проявляется синтез мужского и женского в сознании у ребёнка.

Принцип мужского и женского состоит в том, что женская функция – поддерживать, принимать и безусловно любить; мужская функция – оказывать давление, но мотивировать на перемены.

И эти два аспекта проявляются в личности, независимо мужчина это или женщина. Потому что если мы не даём достаточно поддержки другому человеку, а только давим, то мы никогда не сможем с ним выстроить отношения. А если мы только поддерживаем, но при этом нет запроса на перемены, то мы никогда не сможем помочь другому. Этот мир состоит из двух принципов – женский принцип творения, он создает для нас условия,  чтобы мы здесь жили и  были счастливы. А второй принцип – мужской, где мир оказывает на нас давления посредством механизма страданий, испытаний, которые приходят в нашу жизнь. Это наша задача –  мы должны поменяться. Счастье состоит в том, что мы учились любить. И мир эти две задачи решает.

Если мы живем неосознанной жизнью, то наш айсберг входит в контакт с другим айсбергом. Когда мы видим другого человека, очень часто мы видим его глазами дефицита, мы проецируем на него своё представление о совершенстве, переносим на него это. И этот объект тоже имеет некий дефицит. Мы встречаем друг друга, а позже соприкасаемся с внутренней его частью. И здесь очень много что происходит.

Это была биографическая ситуация, а есть ещё другие части.

Если сознание психики представить как площадку из разных сегментов, то каждый сегмент представляет собой определенное впечатление отношений с определенной личностью.

Там есть индивидуальный, биографический, перинатальный, трансперсональный конспект, выходящий за пределы представлений впечатления о личности.

А также есть модели. Поэтому, вступая в отношения с разными людьми, мы берём какую-то модель и переносим её на эти отношения. Таким образом надеваем друг на друга разные маски.

Например, я нахожусь в сильной боли от расставания со своей женой, она меня оставляет. Но этому предшествовал бессознательный запрос на эту ситуацию: когда-то я был влюблён, меня девушка не дождалась из армии; ещё раньше мама, когда родила меня, была в тяжелом состоянии, и мои капризы выводили её из себя, потому что была не в ресурсе; мама вышла на работу, когда мне было несколько месяцев, нужно было зарабатывать деньги, потому что отец денег не приносил; и дальше ситуации с прошлых жизней; родовые ситуации, когда мой дед или отец остался без матери. Все эти модели присутствуют в нашей психике. 

Человеческая жизнь со всем этим набором – уникальная возможность достичь освобождения, свободы и счастья. Когда человек начинает разбираться внутри себя со всем этим бессознательным, он начинает жить осознанной жизнью, потому что до этого его жизнь была как ёжик в тумане.

Ученик это тот, кто отказывается от надежды на счастливое прошлое. Мы переносим несостоявшиеся вещи на будущее, и в этот момент попадаем в состояние белки, которая крутит колесо.

Пост подготовлен по транскрибированному материалу из лекции Дмитрия Пшонко «Искусство эффективной жизни. Часть 1».

Дмитрий Георгиевич Пшонко — психолог-консультант, преподаватель Института ценностно-ориентированной психологии (ЦОП). Действительный член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги. Ведущий системных семейных и структурных расстановок. Практикующий гипнотерапевт. Член Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии. Сертифицированный практик Холотропного дыхания.

В рамках Института ЦОП преподает предметы: «Возрастная психология», «Ораторское мастерство», «История психологии».

Самопознание, Статьи

Похожие записи

Меню